Великий день настал, в давно минувшую эпоху предречённый -
низвергнутой с небес, стремится вниз звезда, меняя ночь на день,
неся с собою в мир на вечные страданья обречённый
пророчества зловещего безжалостную тень
(…)
beta
5 лет ожиданий – завершились. Творение .dat, продолжение одной из лучших TBS, Disciples – лежит на прилавках. А я через день после релиза иду покупать игру. Зная, что про неё уже тогда немного хорошего говорили. Зная, что игру выпустили недоделанной. Но, вместе с тем, веря в лучшее, не теряя надежды на то, что, может быть, те игроки – они ошибаются, и Disciples 3 не так плоха на самом деле. Просто всё зависит от того, как на неё смотреть.
1.00
Не хотелось об этом говорить так сразу, но придётся. Одной из важнейших составляющих успеха в Disciples 1 и 2 был необычный игровой процесс. Казалось бы, что в нём особенного? Система боя взята от тех же «Героев», причём была безжалостно урезана. Система захвата земель, не имела аналогов. Для того, чтобы заполучить какой-нибудь рудник на глобальной карте, надо было воткнуть рядом с ним с ним специальный жезл, который преображал бы землю по-своему. Так, леса Империи Людей становились огненным адом демонов Легионов Проклятых, а пустынное, серое, заброшенное кладбище Орд Нежити превращалось в усыпанные снегом долины гномов Горных Кланов.
Ещё одним основным отличием от других TBS (Turn-Based Strategy, то есть) была необычная система развития бойцов. Оруженосец первого уровня становится, к примеру, рыцарем, только если построить соответствующее здание в столице. Но купить «рыцарство» было нельзя – приходилось дождаться, пока воин сам наберётся опыта и перейдёт на следующий уровень. А если таких зданий несколько и они открывают путь к разным путям развития? К примеру, что лучше – оруженосец, который в будущем станет Ангелом или он же, но идущий по пути Охотника на ведьм?
Что из этого осталось в игре сейчас?
Система боя поменялась. Теперь битвы похожи на дикую помесь Disciples, King’s bounty и Heroes of Might and Magic. Поле сражения по размерам сильно напоминает футбольное, только поделенное на шестиугольные гексы. Бойцы могут использовать активные умения на каждом ходу, даже без «перезарядки», что, в случае трёх магов-элементалистов, на каждом ходу призывающих по одному миньону, превращает бой в фарс.
Не особо удачно реализована система прикрытия, заключающаяся в том, что один воин может вступиться за другого, приняв удар на себя. В конце концов, если ранее исполинские Драконы и Гиганты занимали на поле боя сразу две клетки, вынуждая выбирать между ними и бойцами низкого уровня, но занимающими одну – теперь они умещаются на небольшом клочке поля боя. Чёрный дракон мостится на одном гексе, и это, при взгляде на его модель, вызывает некоторое недопонимание. На глобальной карте он может по размерам сравниться с городом.
Всё это не было бы так критично, если бы не три небольшие детали. Первая – ошибки в игре, баги, о которых будет сказано ниже. Вторая – это едва не потерянная самобытность игры. Если раньше система боя была достоинством Disciples (или же недостатком для кого-нибудь), то теперь это практически полный аналог «Героев» или же «King’s Bounty». Про визуальные ощущения от битв я ещё скажу ниже.
И третий, последний недостаток – это отсутствие баланса игровых рас. А что за TBS без баланса? Воины Империи Людей – уберсолдаты по природе своей, которые одним взмахов меча могут отправить на тот свет даже какого-нибудь демона. Эльфы донельзя слабы, даже их стрелки не производят должного впечатления. Войска Легионов Проклятых, как ни странно, находятся где-то посередине.
Баланс – это когда каждой стороне конфликта есть, что предоставить противнице в ответ. Так было всегда.
Disciples 3 – не TBS.
Но, возможно, игра хороша во всём, кроме системы боя?
«Жезлы», вторую особенность игры , тоже убрали, заменив на систему контрольных точек, на защите которых стоят Стражи. Наверное, задумка бы удалась, если бы их не было так легко отправить в мир иной, а точки не были бы столь беззащитны.
Поэтапную систему развития воинов оставили. И, хотя веток развития и не стало за пять лет больше, что удивляет – она и сейчас реализована достаточно хорошо, чтобы её можно было считать бесспорным плюсом игры.
1.01
Команда разработчиков которая не знает как делать игры - действительно вызывает опасение. © Дэас,
Третий день игры в «Disciples 3». Нет, мне нравится, но потихоньку начинает раздражать неприятная особенность – баги . Про эту самую особенность «Последователей» (а именно так переводится название игры) можно говорить очень долго.
…
- За Империю!
Капитан Имперской Стражи Ламберт замахнулся мечом и нанёс «Круговой удар». Вот первый из противников упал на землю и умер, второй захлебнулся в собственной крови, клинок стремился к третьему, когда наступил Апокалипсис. Невендаар потонул в чёрной метели, а затем…
«Программа была завершена: ~D0414».
…
Прорицательница воздела руки к небу и на воинов Империи снизошла благодать. Их раны исцелялись, заживали в считанные мгновения. Они уже были готовы ринуться в бой с новыми силами, когда всё поле боя оказалось затоплено ослепительными лучами света…
«Обновление клиента Steam завершено. Требуется перезапустить клиент.»
Альто про себя выругался не очень цензурными выражениями, причём досталось и несчастной программе, только скачавшей обновление, и разработчикам .dat, которые так и не научили их детище адекватно реагировать на alt+tab.
…
Армия Легионов Проклятых готовилась к битве – нельзя было допустить перехвата инициативы войсками Альянса Эльфов. Закатное солнце освещало поле битвы, небольшой лес, и вот-вот уже две армии должны были сойтись в неравной схватке, когда…
«ДА СКОЛЬКО МОЖНО УЖЕ?! Что, !@#$, нельзя было за 5 лет сделать игру, а не !@#%?!!»
…
Да, разработчики так и не удосужились отдалить игру, из-за чего она ведёт себя очень своенравно – «вылетает» на рабочий стол, отказывается нормально проигрывать музыку. А у кого-то она даже не запустилась.
Такого безобразия, кажется, не творилось даже во время релиза «Готики 3».
Но если бы это были все минусы!
Кто-то задумал озвучить поведение воинов во время боя соответствующими фразами. Неплохая задумка, но КАК она реализована! То, что в RTS смотрится удачно, про это же в Disciples 3 хочется побыстрее забыть. Выключить звук, наконец. Это ненормально, когда таинственный ангел, падший с небес, неожиданно говорит голосом 13-летней школьницы. Это ненормально, когда солидный, казалось бы, маг бросает на противника молнию с криком «Н-НА!».
И всё?
Не всё.
Но про неудачный интерфейс говорить уже не хочется. Нет сил.
Чем занимались разработчики 5 лет?
1.02
Сюжет… про него говорить не хочется тоже. Он интересен, но вторичен.
Мы уже видели нечто похожее в «Героях 5». Да и не только в них. Даже в прошлой части «Последователей» история была немного похожа на нынешнюю. Чем – узнаете во время прохождения, если возьмётесь за игру. Вот только заново проходить его уже не захочется. Слишком уж он похож на книгу, читать которую во второй раз – значит, портить себе всё впечатление о ней.
А мир?
Мир изменился. Горные Кланы и Нежить теперь только статисты, поиграть за которых не удастся. На замену им пришли эльфы и я не могу сказать, что это неоправданно. Хотя рас и стало меньше, но проработаны они по-прежнему хорошо. Все. Кроме демонов, про что будет сказано ниже. Впрочем, мир Disciples всегда был достоинством серии.
1.03
… смогли не просто сделать отличный технологичный движок, но и выдержать все в едином стиле. (…) Полоска инициативы, портреты персонажей, общее оформление рамок, анимация героев и бойцов, города, карта — стиль выдержан абсолютно во всем...
Превью на Disciples 3 в журнале «Лучшие Компьютерные Игры», Июнь 2008 года
Когда-то Невендаар был прекрасен. Пылавший красками, истязаемый вечной войной, теперь он выцвел. Уже не увидеть величественных древних храмов или таинственных алтарей на карте этого мира, как не стать свидетелем противостояния грозного хранителя столицы демонов Ашкаэля и армии гномов из Горных Кланов, от суровых воинов которых веяло севером. Спустя годы всё поменялось. Грозный Ашкаэль умер ещё тогда, а новый – это всего лишь странное нечто, закованное в безвкусный трон. Место величественных храмов заняли серые, невыразительные сооружения, которые даже не выглядят заброшенными, а лишь создают ощущение, что во время их создания у демиургов опустились руки, и они, забыв о планах, ограничились лишь тем, что мы видим сейчас. На фоне серости мира последним напоминанием про старый Невендаар выглядит лишь столица Империи. Она, как и раньше, поражает величественными храмами и шпилями, гигантскими стенами, серыми небесами грозовых облаков над ней. При взгляде на неё чувствуется величие Империи Людей, чувствуется надежда, что ещё не всё потеряно. Как жаль, что это только надежда, о которой потом напоминают ярко-красные, тонущие во взмывающих ввысь и падающих искрах земли Легионов Проклятых.
Леса эльфов купаются в тёмно-красных и бордовых тонах осени; имперские земли являют собой образец благополучия, зелёные леса, простирающиеся столь далеко, сколько захочется игроку; падают, кружась, на землю снежинки, погружая владения гномов в забвение. Чувствуется жизнь, нет ощущения «мёртвого» окружения, и когда представляешь, что надежда становится действительностью - чувствуешь разочарование. Достаточно попробовать найти хотя бы несколько отличий между деревенским кабаком и разрушенным храмом, посмотреть на несчастного демона Хаархуса, чтобы осознать несбыточность того, во что хотелось верить.
Может быть потому, что мы… я хотел слишком большего?! Чего-то такого, что захватывало дух, чего-то такого, по сравнению с чем даже прошлое Невендаара казалось бы блеклым и бесцветным? Нет ответа на эти вопросы, нет больше веры в .dat. Не осталось почти ничего, что смогло бы оправдать «Disciples 3» в моих глазах.
1.04
Альто достал с полки диск. Вообще-то, он не нужен – игра ещё не деинсталлирована, а ведь на «ключе» системы защиты висит аж 19 активаций. Но зачем они нужны? Одноразовая TBS? Но «Disciples 3» - не TBS! Не может быть игры этого жанра с полным отсутствием баланса. Одноразовая RPG?! Но нет, «Дисайплс» не достойны называться ролевой игрой, ведь в них совсем нет отыгрыша. Что же это тогда? Просто одноразовое нечто, не имеющее даже определённого жанра? Альто не знал. Зато он знал, что коробочка выглядела красиво.
Высокодетализированные модели и текстуры, уникальный дизайн игровых предметов и локаций…
Альто открыл коробку и внимательно осмотрел диск. Царапин не было.
3 кампании из 19 миссий, связанных общим сюжетом
Закрыл коробку и, немного подумав, отодвинул с полки сборник «Звёздные войны – все шесть фильмов на одном DVD»
Боевая система, комбинирующая стратегию и ролевые элементы
Посмотрев ещё раз на обратную сторону обложки диска, пестрившую многими обещаниями вроде «более 170 оригинальных персонажей», поставил диск на полку.
Нет.
Игра: Disciples 3: Renaissance
Разработчик: .dat
Издатель:Akella
Жанр: TBS
Оценки:
Графика: 8/10
Звуковая составляющая: 6/10
Игровой процесс: 7/10
Игровой мир: 8,5/10
Итоговая оценка: 7,0/10
За авторством Альто.
Для gamer.ru.